choose language
      [english]   [armenian]   [russian]

АНАЛИТИКА

ГЛАВНОЕ :: АНАЛИТИКА :: Арцах



Битва за Карабах
Автор: Рубен Заргарян | Дата: 29-05-2009 | Печатать



Рубен Заргарян - советник министра иностранных дел НКР, кандидат исторических наук


Перемирию между Нагорным Карабахом и Азербайджаном – 15 лет.

Министр обороны Нагорно-Карабахской Республики генерал-лейтенант Мовсес Акопян 11 мая 2009 года на пресс-конференции заявил, что в мае 1994 года Нагорный Карабах сумел принудить Азербайджан сесть за стол переговоров. «До этого были различные договоренности между сторонами о перемирии, однако никогда они не соблюдались, Азербайджан все время нарушал их. После 12 мая 1994 года серьезных нарушений режима прекращения огня не было, однако азербайджанская сторона все время пыталась улучшить свои позиции с тем, чтобы держать в напряжении Армию обороны НКР. Частично это ей удалось. В то же время, благодаря решительности Армии обороны, часть посягательств была предотвращена», - сказал М. Акопян.

Нагорно-Карабахская Республика (НКР) образовалась в результате всенародного референдума о государственной независимости, проведенного в Нагорном Карабахе 10 декабря 1991 года, в полном соответствии как с международным правом, так и с законодательством еще существовавшего в тот момент СССР (Закон СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»). В отличие от цивилизованной позиции многих других государств по аналогичным референдумам Азербайджан на референдум в НКР ответил широкомасштабной агрессией с использованием танков и авиации, бомбежками и ракетными обстрелами мирного населения, политикой этнических чисток на оккупированных землях. При массированных авиабомбардировках использовались шариковые и игольчатые бомбы, относящиеся к оружию массового поражения. Действия Азербайджана наглядно продемонстрировали мировому сообществу безальтернативность государственной независимости НКР.

В захваченном на несколько часов 10 апреля 1992 года карабахском селе Марага был зверски убит 81 человек, взято заложниками 67 человек, судьба многих из них до сих пор неизвестна. Вице-спикер палаты лордов Великобритании баронесса Керолайн Кокс, посетившая село сразу после освобождения от азербайджанских войск, свидетельствует: «На кадрах, сделанных в те дни в Мараге, запечатлены свидетельства произошедшей здесь ужасной резни: обезглавленные и расчлененные тела, останки детей, окровавленная земля и куски тел в тех местах, где азербайджанцы распиливали живых людей».

Не успевшее эвакуироваться население было уничтожено азербайджанскими войсками. Но, по мере укрепления боеспособности Армии обороны Нагорного Карабаха (АОНК) в ходе боевых операций весной 1993 года удалось освободить от подразделений азербайджанской армии временно оккупированные территории на севере НКР (Мардакертский район). В ходе только одного из боев карабахские военнослужащие в качестве трофеев взяли 22 танка и БМП, которые были отремонтированы и отправлены на фронт.

После этого азербайджанская армия сосредоточила свои ударные части в Кельбаджарском районе Нагорного Карабаха и предприняла наступление с двумя целями: перерезать НКР посередине и уничтожить единственную «дорогу жизни» через Лачин, соединяющую блокадный Нагорный Карабах с Республикой Армения, также оказавшейся в блокаде В результате ожесточенных оборонительных боев АОНК удалось отразить наступление азербайджанских войск и, перейдя в контрнаступление, разгромить кельбаджарскую группировку противника. В ходе боев карабахцами были взяты в качестве трофея карта наступательной операции командира азербайджанской группировки, большое количество военной техники, танков, БМП и боеприпасов. Тем самым был ликвидирован западный фронт, освобожден и расширен коридор, соединяющий НКР с Республикой Армения.

В течение всего азербайджано-карабахского конфликта со стороны военных баз азербайджанской армии постоянно шли ракетно-артиллерийские обстрелы городов и сел НКР. Азербайджанская армия неоднократно применяла оружие массового поражения - ракетную установку «Град». Последствием ежедневных Your browser may not support display of this image.азербайджанских обстрелов стали многочисленные жертвы среди мирного населения Нагорного Карабаха. С ноября 1991 по май 1994 года только на один карабахский город Степанакерт упало свыше 21000 реактивных снарядов «Град», 2700 ракет «Алазань», более двух тысяч артиллерийских снарядов, сто восемьдесят шариковых бомб, около ста пятисоткилограммовых авиабомб, в том числе восемь вакуумных. Вот данные только за три дня: с 19 по 22 февраля 1992 года: в Степанакерте было убито и ранено 150 человек, половина из них женщины и дети. Полностью разрушено и сгорело 90 жилых и административных зданий. Московская писательница Инесса Буркова 23 февраля 1992 года направила из Степанакерта обращение к президенту России, в котором говорилось: «Десятые сутки азербайджанская армия бьет по городу из ракетных установок «Град». Их огнем сметены целые жилые кварталы, уничтожены роддом, больница, телецентр. Повсюду полыхают пожары, но их невозможно потушить».

Со стороны Агдамского района азербайджанские войска предпринимали неоднократные попытки наступления на НКР.

В результате ответных действий Армии обороны Нагорного Карабаха военные базы азербайджанской армии в Агдамском районе были ликвидированы. Тем самым, была обеспечена безопасность населения НКР, подвергавшегося террористическим атакам.

После серьезной катастрофы азербайджанской армии в ходе весенне-летней кампании 1993 года руководство Азербайджана было вынуждено запросить перемирия. Идя навстречу просьбам руководства Азербайджана, власти НКР согласились заключить перемирие, а потом и неоднократно его продлевали. Руководство НКР, приверженное принципу мирного урегулирования конфликта, пошло на этот шаг несмотря на серьезные опасения относительно того, что Азербайджан пытался выиграть время для подготовки очередной агрессии.

В октябре 1993 года азербайджанские вооруженные силы, вероломно нарушив соглашение о прекращении огня, предприняли массированное наступление южнее Гадрутского района НКР. Азербайджанское руководство не отрицало того, что военные действия были начаты азербайджанскими войсками. В результате ответных боевых действий по отражению очередного наступления азербайджанской армии, Карабахские вооруженные силы ликвидировали Зангеланский корпус армии Азербайджана. Остатки его перешли в Иран. Таким образом, был ликвидирован южный фронт азербайджано-карабахской войны.

В конце 1993 - начале 1994 годов азербайджанская армия, доукомплектованная афганскими моджахедами (полторы тысячи) и наемниками из других стран, предприняла еще ряд наступлений по всей линии азербайджано-карабахского фронта. По сообщению «Ассошиэйтед Пресс» от 14 ноября 1999 года, один из сообщников Усамы бен Ладена утверждал, что сам бен Ладен руководил моджахедами по меньшей мере в двух сражениях в Карабахе. Руководство Азербайджана, в очередной раз, поправ соглашение о прекращении огня, посреднические усилия России, нормы международного права, да и просто здравый смысл сделало ставку на военную силу и терроризм.

Руководитель российской посреднической миссии, полномочный представитель президента РФ по Нагорному Карабаху с апреля 1992 по сентябрь 1996 года, сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Владимир Казимиров вспоминает: «Упорные бои весной 1994 года у Тер-тера, что к северу от Степанакерта, грозили новой катастрофой: выход армян на реку Куру отсек бы северо-западный выступ Азербайджана (так было с юго-западом в 1993 году при их выходе на реку Аракс). Баку уже не выдвигал предварительных условий, готов был и к длительному перемирию». По оценке военных экспертов, азербайджанская армия стояла на грани полной катастрофы.

4-5 мая 1994 года прошла встреча глав парламентов Азербайджана, Нагорного Карабаха и Армении в Бишкеке (Кыргызстан) при посредничестве Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Армения и Нагорный Карабах вместе с посредниками поставили свои подписи под «Бишкекским протоколом». Азербайджан присоединился к этому соглашению позже, 8 мая 1994 года. «Бишкекский протокол» стал основой для заключения соглашения о прекращении огня в зоне конфликта.

9-11 мая 1994 года прошло оформление российским посредником договоренности о повсеместном прекращении огня. Документ подписан главами оборонных ведомств Азербайджана, Нагорного Карабаха и Армении. Соглашение о прекращении огня вступило в силу 12 мая 1994 года.

Таким образом, в ходе отражения азербайджанской агрессии 1992-1994 годов Нагорно-Карабахская Республика провела операцию по принуждению Азербайджана к миру. Проблема выживания карабахского народа на своей Родине в ходе отражения азербайджанской агрессии потребовала сокращения линии фронта в два раза, освобождения ранее оккупированных Азербайджаном земель Нагорного Карабаха, прорыва блокады НКР и восстановления связи между НКР и Республикой Арменией. Между тем, Азербайджан продолжает оккупировать Шаумянский район, часть Мардакертского и Мартунинского районов НКР, а также Северный Нагорный Карабах: Ханларский, Дашкесанский, Шамхорский, Кедабекский районы.

В период отражения интервенции Азербайджана произошла Карабахская Реконкиста, то есть освобождение земель исторического армянского Нагорного Карабаха от иностранного порабощения и возвращение коренного армянского населения на свою карабахскую Родину, что должно получить логическое окончательное международно-правовое урегулирование, основанное на воссоединении реинтегрированных территорий с Нагорно-Карабахской Республикой и восстановлении территориальной целостности Нагорного Карабаха.

В ходе войны Азербайджан систематически и целенаправленно срывал все договоренности и соглашения о прекращении военных действий в январе 1993 года, в июне 1993 года, в июле 1993 года. При содействии России 18 августа 1993 года стороны прекратили огонь на 5 дней, но Азербайджан и на этот раз сорвал. Президент Азербайджана Г. Алиев тогда же публично признал, что азербайджанские части не раз нарушали соглашение о прекращении огня.

НКР, Армения, сопредседатели МГ ОБСЕ в лице России, США, Франции имеют дело с Азербайджаном, который постоянно устраивает политические и военные провокации, раскручивает гонку вооружений, постоянно призывает к новой войне, способен в любой момент сорвать переговорный процесс и развязать вероломную агрессию. Азербайджан массовыми и бесконтрольными закупками вооружений открыто нарушает свои обязательства в рамках ДОВСЕ. В ходе переговоров по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта необходимо достичь подписания мирного договора между НКР и Азербайджаном.

Периодически звучащие в мире заявления, что признание Нагорно-Карабахской Республики независимым государством в настоящий момент нереально и может привести к новой войне, что для позитивного перелома нынешнего положения необходимо передать Азербайджану реинтегрированные исторические земли Нагорного Карабаха, то есть удовлетворить ничем не обоснованные территориальные претензии Азербайджана, являются постмодернистским подходом к истории, политике и дипломатии и могут самым серьезным образом дестабилизировать ситуацию в регионе.

Признание НКР не ведет к войне, напротив - только окончательное признание независимости НКР может предотвратить новую агрессию Азербайджана.

Важно подчеркнуть, что признание НКР придаст беспрецедентную динамику переговорам между НКР, Азербайджаном и Арменией по заключению мирного договора между тремя странами.

Постмодернистский подход в дипломатии фактически ставит на одну доску истинного агрессора Азербайджан и борющийся за свободу Нагорный Карабах, навязывает формулу «паритетного подхода» к действиям сторон, отрицает возможность постижения исторической реальности, исторического факта, навязывает искусственное представление о множественности истины. Такая постановка вопроса создает хаос в головах политиков, наносит серьезный удар не только по истории, но и по процессу урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.

Не в силах понять, что есть история, каковы реальные факты многотысячелетней истории армянского Нагорного Карабаха и 90-летней истории Азербайджана, постмодернисты от политики приняли концепцию отрицания исторического фактора и категории исторического прогресса в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, но при этом стремятся навязать понятие равной вины и равной правоты НКР и Азербайджана. Как верно отмечал Конфуций, если не будет правильных названий, то не будет и правильных дел.

Игнорирование исторического фактора мешает результативности переговоров по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта. Как писал Карл Ясперс, «история и настоящее становится для нас нерасторжимым». Армянский народ Нагорного Карабаха (Арцаха) является автохтонным (коренным) на данной территории.

Античные историки Геродот, Птолемей, Страбон, Плиний, Плутарх считали Арцах частью Армении, а границу между Арменией и Кавказской Албанией проводили по реке Куре. Об этом пишут и азербайджанские историки. Так, например, основоположник азербайджанской историографии Абас-Кули-Ага Бакиханов (1794-1846) в своем труде «Гюлистан-Ирам» указывает, что река Кура является границей между Арменией и Ширваном, то есть Албанией Кавказской. В вышеуказанном труде Арцах много раз упоминается как часть Армении.

Создатель армянской письменности Месроп Маштоц основал первую в Армении школу с обучением на основе нового армянского алфавита в 405 году в монастыре Амарас, который находится в Мартунинском районе НКР. По «Ашхарацуйцу» («Географии») Анании Ширакаци, важного источника VII века, Арцах был десятой провинцией Армении. На территории исторического Арцаха находится более 3000 армянских исторических памятников, в том числе церквей, монастырей, крепостей и других архитектурных сооружений. Среди них такие шедевры средневековой армянской архитектуры, как монастыри Гандзасар - XIII век, Амарас - IV век, Дадиванк - IV век, Варазгомаванк -VII век, Цицернаванк- IX век, Сурб Аствацацин - XII век, Гетамичиванк - XIV век.

В позднем средневековье, когда Армения была разделена между Турцией и Ираном, армянские княжества Карабаха сохраняли свою независимость. В середине XVII - начале XVIII века пять армянских княжеств (меликств) Карабаха объединились на равных правах и создали государственное образование, известное в истории под названием «меликства Хамсы» (от арабского слова «хамса» – «пять»), территория которого превышала 14 тыс. км. Именно эти пять меликств встали во главе борьбы армянского народа против персидского и османского господства в XVII-XVIII веках.

По Гюлистанскому договору (Гюлистан – село в Нагорном Карабахе) в 1813 году Карабах как самостоятельная армянская территория добровольно вошел в состав России. В этнопамяти карабахцев закономерно и органически утвердилась идея своей постоянной независимости. Стоит напомнить, что в мировой истории до 1918 года Азербайджана как государства вообще не существовало.

Важно отметить, что и Турция фактически признавала Нагорный Карабах частью Армении. Приведу один факт. После начала Первой мировой войны турецкое правительство попыталось склонить армян поддержать Турцию против России, обещав им за это создание автономной Армении из Эриванской, Карсской и западной части Елисаветпольской губерний, то есть Нагорного Карабаха, с присоединением к ним прилегающих частей Эрзерумского, Ванского и Битлисского вилайетов. Таким образом, Турция считала Нагорный Карабах, причем в значительной степени в его исторических границах, а не в урезанных границах НКАО, армянской землей.

Попытки умиротворения азербайджанского агрессора путем удовлетворения растущих территориальных претензий властей Азербайджана на карабахские земли противоречат международному праву и укрепляют уверенность азербайджанских властей в своей безнаказанности за предыдущие этнические чистки и геноцид, поощряют новую азербайджанскую агрессию.

Никос Лигерос, научный консультант Министерства иностранных дел Греции, подчеркивает, что армянский народ существует вопреки всем и вся, но он находится в опасности до тех пор, пока внешние акторы пытаются настаивать на необходимости вернуть освобожденные территории.

Одним из принципов урегулирования является необходимость восстановления территориальной целостности именно Нагорного Карабаха. 9 мая 2009 года Президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян подчеркнул: «Есть только одна территориальная целостность - это территориальная целостность Нагорно-Карабахской Республики, записанная в конституции НКР». Статья № 142 Конституции НКР гласит: «До восстановления целостности государственной территории Нагорно-Карабахской Республики и уточнения границ публичная власть осуществляется на территории, фактически находящейся под юрисдикцией Нагорно-Карабахской Республики».


29.05.2009 Рубен Заргарян

all rights reserved 2007-2013
site designed and developed by
Impresario Productions & "Ararat" Center
Ереван, Тупик Айгедзора 10, Тел.: (374 10) 27 48 33, Элпочта: info @ ararat-center.org